В условиях модернизации системы российского образования приоритетом
для государства является развитие ее кадрового потенциала, непрерывный рост
профессионального мастерства педагогических работников. Этой цели служит
создание единой федеральной системы научно-методического сопровождения
педагогических работников и управленческих кадров в рамках
национального проекта «Образование».
Одним из ключевых направлений является развитие
наставничества педагогических кадров, являющееся эффективным
инструментом профессионального роста педагогических работников общего,
среднего профессионального и дополнительного образования.
Наставничество как социально-педагогическое явление существует
в российском образовании с XIX века. В современной России существуют
разнообразные практики наставничества педагогических работников, в которых
сочетаются традиционные и инновационные черты.
Главная проблема наставничества в образовании на сегодняшний день –
неопределенность его концептуально-методологического и нормативного
правового статуса, что существенно затрудняет его «превращение» в широкое
социально-педагогическое явление. Наставничество в образовании развивается
преимущественно как волонтерское движение. Существует реальная потребность
его трансформации в регламентированный вид профессиональной деятельности в
образовании.
Одним из путей разрешения данного противоречия является разработка
и внедрение системы (целевой модели) наставничества педагогических работников
в образовательных организациях. Система (целевая модель) наставничества
включает концептуально-методологическую разработку основных категорий и
понятий, связанных с наставничеством, нормативное правовое обеспечение
наставнической деятельности, направленное на повышение правового статуса
наставничества и наставников, определение организационно-педагогических,
методических и технологических механизмов реализации системы наставничества
педагогических работников в образовательных организациях.
Наставничество представляет собой форму передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащаюшее общение, основанное на доверии и партнёрстве.
Целями наставничества являются:
оказание помощи работникам в их профессиональном становлении, приобретении
профессиональных знаний и навыков выполнения должностных обязанностей;
адаптация в коллективе;
воспитание дисциплинированности, требовательности к себе и заинтересованности в
результатах труда;
улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и
иных сферах;
улучшение психологического климата в образовательной организации.
Приказ №93 от 30.08.2023 г. "об организации наставничества"
Приказ №97 от 19.09.2023 г. "о закреплении наставнических групп"
Приказ №98 от 19.09.2023 г. "об утверждении индивидуальных образовательных маршрутов наставничества педработников"
|